Золотное и лицевое шитье

Вопросы техники золотного и лицевого шитья. Символы и значение. История шитья.


    Знаки приснодевства Богородицы

    Поделиться

    Admin
    Admin

    Сообщения : 129
    Очки : 264
    Репутация : 0
    Дата регистрации : 2010-02-05
    Возраст : 41

    Знаки приснодевства Богородицы

    Сообщение  Admin в Пн Апр 25, 2011 9:30 pm

    Нашла и систематизировала неплохую информацию о звездах на одежде Богородицы - знаках ее приснодевства.
    Три звезды на мафории Богоматери — одна на челе и две на плечах — являются традиционными элементами богородичной иконографии, признаками девства Марии до, во время и после рождества Христова. После Эфесского собора (431 г.) приснодевство становится одним из центральных аспектов мариологии и утверждается в качестве догмата Константинопольским Вселенским собором 553 г.
    1. Х. Константинидес, говорит, что эти знаки выглядели первоначально как «кресты-звезды», и полагает, что они имели богословский и символический характер и выражали идею света , характеризующего личность Богородицы
    2. Другую интерпретацию звезд на мафории предлагает Г. Галаварис, связывая число три с Троицей.
    Но: встречается изображение одного креста на челе, характерного для ранних изображений Богоматери, а иногда крестов бывает изображеноболее трех, особенно в македонский и комниновский периоды.

    Анализ образов Богоматери разного времени, позволяет выделить три этапа эволюции знаков на мафории, которые не всегда, как увидим ниже, имели значение знака приснодевства. Эти этапы совпадают с основными периодами развития византийского искусства:
    1. VI — начало VIII века, когда изображения Богородицы не имеют креста, либо имеют лишь один крест на челе;
    2. конец IX — XII век, когда изображения креста, помимо чела, появляются на плечах, на запястьях, на локтях и на коленях;
    3. XIII век и далее, когда кресты постепенно уступают место звездам. В этот период стабилизируется и их число — три.
    Последняя традиция сохраняется в богородичной иконографии и поныне.

    Понятно, что такое изменение количества знаков на мафории не могло во все времена иметь значение приснодевства. Но каждая деталь в иконографии имеет свое значение и не появляется случайно.
    Самые ранние сохранившиеся изображения Богоматери либо не имеют знаков на мафории, либо имеют лишь один крест на челе.
    синайская икона Богоматери с Младенцем , хранящаяся в Киеве
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    Начиная с VI века, а именно к этому периоду относятся самые ранние сохранившиеся памятники, мафорий Богоматери начинает украшаться четырьмя или пятью точками, расположенными в форме креста на челе. Воспроизведение креста в виде точек становится наиболее распространенным и сохраняется на некоторых памятниках вплоть до палеологовского периода. Одними из самых ранних изображений одного креста в виде точек являются: мозаичное изображение Богоматери первой половины VI века
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    Gодобный крест на челе имеют не только богородичные изображения раннего периода, но и головные уборы иноков, женщин и детей , которые восходят к началу VI века. Таким образом, речь идет об обычае, широко распространенном в ранний период в восточных провициях Византии, к которому, по-видимому, и восходит крест на челе Богородицы.

    Обычай украшать головной убор крестом связан, по всей вероятности, с древней иудейской традицией, предписывающей носить филактерий с текстом Закона, который укреплялся на лбу с помощью кожаной ленты, обвязываемой вокруг головы (Втор. 6:8; Исх. 13:9; 13:16; 28:36–37). В христианскую эпоху филактерий, возможно, был заменен крестом, который с самых ранних пор рассматривался христианами как могущественный знак-оберег. Крест вышивался на головном уборе либо татуировался на лбу и выражал не только принадлежность к христиансrой религии, но и стремление быть защищенным. Именно к этому обычаю ранних христиан и восходит крест на челе Богородицы.К тому же крестное знамение в древности изображали только на челе.

    Крест на челе Богоматери связан и с этим древним обычаем, а изображение его в виде точек, возможно, восходит к традиции осенять себя крестным знамением на лбу только одним пальцем, намечая точки на челе. Таким образом, древнейшая иконографическая традиция одного креста на челе Марии никаким образом не связана с идеей ее приснодевства.

    В памятниках послеиконоборческого периода мы находим значительные изменения — кресты появляются, помимо чела, на плечах, на локтях, на запястьях и даже на коленях Богоматери. В это время произошел строгий отбор иконографических схем и отдельных элементов в изображениях Христа и Богоматери. Некоторые из них были исключены из иконографического репертуара как не соответствующие догматическому учению Церкви, как, например, ореол вокруг фигуры Богоматери. В то же время возникают и утверждаются новые иконографические схемы, появляются новые элементы. Именно в этом контексте следует рассматривать и эволюцию знаков на мафории Богоматери.

    Среди ранних памятников этого нового периода назовем тронное мозаичное изображение Богоматери в храме Св. Софии в Константинополе (867 г.)
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    Прежде всего отметим, что кресты появлются лишь на строго определенных частях тела: на голове, плечах, локтях, запястьях и коленях. Чтобы понять предпочтение этим частям тела, мы должны рассмотреть их символическое значение в свете древних верований. Первое, что обращает на себя внимание в этом смысле, это особый интерес к коленям. Во многих древних культурных традициях колени рассматривались как местонахождение физической и духовной силы, как символ власти и социального авторитета. Именно с этими представлениями связаны выражения «преклонить колено» — жест смирения, выражение покорности богам, объявление себя подвластным кому-то; «коснуться колен» — просить защиты и покровительства и т. д. Слово «колено» на многих языках означает также «рождение», «семья», «род». Взять ребенка на колени означало признать его как своего, усыновить его, и этот обычай мы можем найти у древних вавилонян, у евреев, у кельтов и у греков.
    Во многих изображениях тронной Богоматери Мария кладет руку на колено Младенца. Это жест мольбы, с которым Богоматерь обращается к своему божественному Сыну, заступаясь за род человеческий. Изображение Богоматери с Младенцем, которого она держит на коленях, само по себе уже указывает на происхождение его от Марии, то есть на человеческую природу Христа. Жест же Марии подчеркивает его божественное происхождение, его силу и власть. Таким образом выражена в иконографии двойственная природа Христа, Бога и человека, и в то же время роль Богоматери как посредницы перед Богом.

    По древним представлениям угол являлся уязвимой фигурой и нуждался в защите — в фундаментах и стенах зданий углы имели большое значения для устойчивости и прочности, как на это указывает выражение «краеугольный камень», который должен быть особенно крепким.
    Кресты на плечах в богородичных изображениях, как нам кажется, следует связывать именно с этой древней традицией оберегать углы. К этому же обычаю восходят и кресты на запястьях и на коленях Богоматери. Среди древнерусских памятников можно упомянуть мозаичное изображение Богоматери Оранты в абсиде киевского собора Св. Софии XI века, которое имеет кресты на челе, плечах и запястья
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    Во второй половине XIII века наблюдаются новые изменения в знаках на мафории Богоматери: стабилизируется их число — три (на челе и на плечах), звезды постепенно начинают вытеснять кресты, хотя последние, изображенные в виде точек, сохраняются в некоторых памятниках вплоть до последнего периода византийского искусства. Следует отметить, что звезды, на самом деле, представляют собой те же кресты, к которым добавлены диагональные лучи. В основе этой фигуры остается все-таки крест, и, возможно, правильнее было бы определять эту форму не как звезду, а как орнаментированный крест.
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    Широким распространилось в то время мистическое учение исихастов, которое становится после собора 1351 г. общепризнанной доктриной Православия. Одной из характерных черт исихастского учения был особый интерес к фигуре Богородицы, приснодевство которой было для исихастов важнейшей предпосылкой учения о Воплощении и таинствах. Распространение исихазма имело следствием расцвет монастырской культуры, повсеместное увеличение количества монастырей, что, несомненно, способствовало и усилению богородичного культа, поскольку девство — один из важнейших идеалов иночества во все времена — находит наиболее совершенное свое воплощение в фигуре Богородицы. По-видимому, указанные обстоятельства и обусловили особый интерес к выражению идеи приснодевства в иконографии, связь ее со звездами на мафории Богоматери и установления числа три — девства до, во время и после Рождества Христова.

    Особое место в богородичной иконографии занимают образы с изображением дисков вместо звезд
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    Порой вместо дисков и крестов находим квадрифолио
    [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

    Подводя итоги, мы можем заключить, что знаки приснодевства Богоматери на мафории, имели свое долгое историческое развитие как с семантической, так и с изобразительной точки зрения. В древний период мафорий имел только один крест на челе, который был связан с обычаем украшать крестом головной убор. В послеиконоборческий период на одежде Богоматери появляется множество крестов, и изменения эти связаны с общим направлением эволюции византийского искусства в этот период. Изображения Богоматери, в которых она предстает с крестами на челе, на плечах, на локтях, на запястьях и на коленях, как и изображения дисков, которые иногда заменяют кресты, следует связывать с древним обычаем, распространенным в дохристианских культурах — защищать указанные части тела апотропическими изображениями. В XIII в. крест постепенно заменяется звездой, но в основе ее все-таки лежит крест, к которому добавлены диагональные лучи.

    Возникает вопрос, почему изображения Богоматери нуждалась в этих знаках? Мария не была обычной женщиной, но Богоизбранницей: с момента своего рождения она была предназначена для высокой цели — стать Богородицей и была, таким образом, не только избрана, но и охраняема Богом. Особые знаки в виде крестов должны были отметить ее исключительную роль в истории спасения, а также и покровительство свыше. Диски же, по происхождению своему также восходящие к апотропическим знакам, должны были подчеркнуть ее роль Царицы небесной. Лишь в палеологовский период кресты-звезды приобретают значение знаков приснодевства Марии и устанавливается число три — таким образом христианское искусство выражает иконографически один из центральных догматов богородичного культа — приснодевство Богоматери.

    Автор статьи С. Н. Гукова
    Знаки приснодевства Богоматери

    Admin
    Admin

    Сообщения : 129
    Очки : 264
    Репутация : 0
    Дата регистрации : 2010-02-05
    Возраст : 41

    Названия одежд Богородицы

    Сообщение  Admin в Пн Апр 25, 2011 9:59 pm

    Туника - нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами, длинная, доходящая до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой как символ девственной чистоты. Он может быть разных оттенков.

    Мафорий - верхняя одежда, большой четырех угольный плат, покрывающий голову и укутывающий всю фигуру. Надевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Мафорий - древняя одежда сирийских женщин, это большое покрывало. Мафорий Богоматери бывает преимущественно багряного тона, также указующего на царственностьМафорий Богородицы

    Женщины того времени всегда должны были прикрывать голову, и на иконах Матери Божией мы всегда видим на Ее голове легкий плат (чепец), подбирающий и закрывающий волосы.

    На голове Богородицы розовый плат. Красный цвет напоминает нам о страданиях пережитых Марией за Своего Сына, а белый - указует на Её Пречистую Сущность. Из смеси этих цветов плат может быть розовым.

    Нижняя одежда - испод Богородицы тёмно-синего цвета. Такой цвет называли в древности иссиним и он говорит о непостижимости человеческим разумом Её богоизбранного предназначения. Как возможно человеку вместить Бога?

    Непременной принадлежностью мафория Матери Божией являются три звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки - символ Ее приснодевства. Она - Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева - в самый момент непостижимого Рождества Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой по Рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала), кроме того это символ Святой Троицы, поэтому одну из звёзд закрывает Собой Богомладенец.

    На ногах Марии тапочки. Ярко-красные тапочки могли носить только цари. Красные - значит красивые. Такие тапки рисуют только у Богородицы.

    Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. В западноевропейской живописи традиционный атрибут Марии — белая лилия, символ непорочности.

    Традиционно Богородица изображена в одежде двух цветов: вишневый и синий. Мафорий Богородицы, плат вишневого цвета, признак материнства, а сам цвет платья – синий, знак девства. На мафории изображены три звезды, они означают непорочность, а кайма – знак прославления.

      Текущее время Вс Фев 25, 2018 12:02 pm