Золотное и лицевое шитье

Вопросы техники золотного и лицевого шитья. Символы и значение. История шитья.


    Мастерские золоного шитья

    Поделиться

    Admin
    Admin

    Сообщения : 129
    Очки : 264
    Репутация : 0
    Дата регистрации : 2010-02-05
    Возраст : 41

    Мастерские золоного шитья

    Сообщение  Admin в Сб Май 29, 2010 1:05 pm

    Золотое шитьё неотделимо от молитвы 16.10.2009
    Золотошвейная мастерская в Доме трудолюбия при Свято-Елисаветинском монастыре действует уже 7 лет. Правда, многие из опытных мастериц-золотошвеек, которые в свое время ездили учиться древнему искусству в Санкт-Петербург, в Троице-Сергиеву лавру и позже реставрировали элементы облачения митрополита Филарета, получили другие послушания. Стаж семерых вышивальщиц, которые сейчас заняты в золотошвейных мастерских этого монастыря, не превышает более двух с половиной лет. А чтобы стать настоящей мастерицей золотошвейных дел, считается, нужно не менее 8 лет. Однако, глядя на работы сестер-послушниц, трудно поверить, что 1,5-2 года назад многие из них не имели представления о древнейшем искусстве шитья золотой нитью.


    Все виды храмового искусства, в том числе и вышивка,
    помогают направить мысли людей от видимого,
    материального, к вечному, духовному,
    и в итоге – к Творцу.

    Начинается работа сестер золотошвейной мастерской с того, что они переводят через копирку на ткань или прометывают рисунки, выполненные художниками-иконописцами, после чего приступают непосредственно к вышивке. Любую работу в этой мастерской нужно делать безупречно с первого раза, поскольку «исправление ошибок» оставляет свои «следы». Трудно ли постигается современными сестрами древнее искусство шитья золотом?

    – Лично мне не было трудно, – рассказывает сестра Ольга. – Может, благодаря тому, что в детстве я занималась в кружке рисования, вышивка у меня сразу пошла гладко. Работа в нашей мастерской кропотливая, но не рутинная, а творческая, позволяющая постоянно открывать для себя что-то новое. Иногда процесс настолько захватывает, что просто не оторваться.

    – Я приходила в храм и случайно узнала, что здесь есть мастерские, – делится сестра Любовь. – А я закончила технологический колледж, и мне нужна была работа. Из предложенных нескольких мастерских выбрала именно эту и не жалею.

    Сестра Анна в мастерской два с половиной года, начинала с нуля, а сегодня вышивает чудесные митры (головные украшения епископов. – О.П.), которые затем сшивает матушка Александра.

    – Вышивкой украшаются предметы, которые используются во время совершения богослужения, – говорит послушница Наталья. – Любая вышивка в храме имеет символическое, духовное значение. Вышивальщица должна знать символику линий, цвета, сюжета, чтобы грамотно и творчески выполнять свою работу, а не механически копировать. Церковь – это место соединения миров видимого и невидимого. Все виды храмового искусства, в том числе и вышивка, помогают направить мысли людей от видимого, материального, к вечному, духовному, и в итоге – к Творцу. Поэтому очень важно, с какими мыслями и чувствами выполняется вышивка. Золотое шитье неотделимо от молитвы.

    Каждое утро, приступая к работе, сестры молятся святителю Николаю, читают канон преподобному Андрею Рублёву, в течение дня делают перерыв для чтения Священного Писания. Особенность труда в золотошвейной мастерской – в ее соборности, в том, что каждая из сестер старается, чтобы общие работы были выполнены так, будто это дело рук одного человека. Например, плащаницу конца XIX – начала XX века реставрировали 3 сестры. Но об этом никогда не догадаешься – настолько цельно смотрится это произведение золотошвейного искусства. Золотное и лицевое шитье – это большой духовный труд. И не только блеск золотой нити возвышает и создает праздничное настроение у любого, кто смотрит на произведения древнего искусства шитья, но и невидимое золото душ тех мастериц, кто эту красоту сотворил.


    Ольга ПОКЛОНСКАЯ,

      Текущее время Пн Апр 23, 2018 5:24 pm